Материалы

Государственная самоидентичность в эпоху культурной глобализации.

«Традиции и культура – это генетический код нации...
Нам следует оберегать нашу национальную культуру
и традиции во всем их многообразии и величии,
собирать по крупицам наше культурное достояние» –
из Послания ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
- ЛИДЕРА НАЦИИ Н. А. НАЗАРБАЕВА НАРОДУ
КАЗАХСТАНА «СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050» Новый
политический курс состоявшегося государства».

Ключевым понятием, характеризующим процессы мирового развития на рубеже XXI века, стала глобализация.

C этого периода открылись новые возможности в познании культуры, традиций других государств, интеграции в культурную составляющую мирового сообщества. В условиях культурной глобализации, важно, каждому государству, суметь сохранить свои культурные ценности, традиции - основу собственной государственной самоидентичности, при этом, не ущемляя интересы других этносов. Казахстан, в этом аспекте уникальное государство.

Истоки толерантного отношения, принцип мирного сосуществования казахского народа с другими этносами, их культурой, традициями уходит своими корнями в глубину веков.

На протяжении тысячелетий, на исторической земле казахов перекрещивались судьбы многих народов – носителей различных культур, религий и традиций.

«Казахам и представителям других народов, проживающим на территории нашей страны, несмотря на все тяготы и невзгоды царизма, революционных потрясений и тоталитаризма, удалось сохранить свою культурную самобытность. Более того, за годы независимости, несмотря на глобализацию и вестернизацию, наш культурный фундамент был заметно укреплен», отметил Глава государства Н.А.Назарбаев, выступая 14 декабря 2012 года с очередным Посланием народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства».

Сегодня в Казахстане сформирована собственная модель межэтнического согласия, получившая высокую оценку в мировом сообществе. В результате чего, сложилась уникальная ситуация, когда вместе с казахами мирно живут представители 140 этносов и 17 конфессий. При этом длительное совместное проживание различных этносов сформировало в обществе устойчивые традиции толерантности.

Созданы эффективные нормативно-правовые и концептуальные основы обеспечения межэтнического согласия. Конституция Республики Казахстан гарантирует защиту интересов всех граждан независимо от этнической, расовой, религиозной или иной принадлежности. Нормы Основного закона заложили основу для доверия и взаимоуважения между всеми этническими группами.

Стержнем конституционного порядка является положение о равенстве всех граждан, живущих на казахской земле, вне зависимости от их этнической, религиозной и иной принадлежности, социального происхождения. В основу политики государства в межэтнической сфере положен принцип «Единство в многообразии».

Свидетельством тому, является созданная за годы независимости, правовая база межэтнического и межконфессионального равенств, в которую включена система законов - о свободе вероисповедания, о языках, об общественных объединениях, Ассамблее народа Казахстана. Уникальным является конституционный статус Ассамблеи народа Казахстана - главного механизма межэтнического согласия. Ассамблея избирает своих представителей в Мажилис Парламента, обеспечивая в нём интересы всех 140 этносов нашей страны. Такого нет ни в одной другой стране мира. Ассамблея народа Казахстана стала уникальной евразийской моделью диалога культур.

В стране действует национальные и воскресные школы, где изучаются родные языки, издается республиканские и региональные национальные газеты, работают национальные театры: например, наряду с казахским, русский, немецкий, уйгурский, корейский и другие. Реализован принцип «Одна страна - одна судьба».

Одним из базовых элементов национальной политики является целенаправленное развитие казахского культурного ядра при одновременном создании благоприятных условий для других этносов.

Это своего рода формула мирного сосуществования. Стало традицией ежегодно проводить массовые народные празднования Наурыза, Масленицы, объявлены выходными религиозные праздники Курбан-айт и православное Рождество.

Неоценимую роль в возрождении, сохранении и пропаганде своей культуры сыграла государственная программа «Культурное наследие», ставшая основой культурной политики независимого Казахстана. В 2003 году в Послании народу Казахстана Глава государства Н.А. Назарбаев поручил разработать специальную программу, с целью изучения, восстановления и сохранения историко-культурного наследия страны, возрождения историко-культурных традиций, пропаганды культурного наследия Казахстана за рубежом.

Реализация программы была начата в 2004 году и рассчитана на два года. В последующем были разработаны еще два этапа программы: с 2007 по 2009 гг. и с 2009 по 2011годы.

Государственная программа «Культурное наследие» стала основным документом в сфере развития духовной и образовательной деятельности, стратегическим национальным проектом, определившим государственный подход к культуре. Казахстан первым из стран в СНГ начал реализацию столь масштабного проекта. «Культурное наследие» открыла богатства национальной духовной сокровищницы казахстанского народа всему миру. С 2004 года – момента начала реализации программы – завершены реставрационные работы на 78 памятниках истории и культуры.

Проведены 26 научно-прикладных, 40 археологических исследований, которые обогатили науку тысячами артефактов, дающих представление об истории наших предков. Мировую известность получили раскопки курганов Шиликты и Берель в Восточно-Казахстанской области и находки золотых изделий, относящихся к «скифо-сибирскому звериному стилю» или сакскому искусству (V-III вв. до н.э.). Благодаря Программе, был получен доступ к запасникам многих музеев и библиотек, в том числе Китая, Франции и других стран.

За годы независимости произошел настоящий ренессанс религии в Казахстане. За 21 год, численность религиозных объединений возросла – от 671 в 1991 году до 3088 в 2012 году. Начиная с 2003 года, в нашей стране проводятся съезды лидеров мировых и традиционных религий, в которых принимают участие видные религиозные деятели и представители различных конфессий.

Таким образом, в Казахстане накоплен уникальный опыт национальной политики, обеспечивающей мирное сосуществование множества различных этносов и конфессий. При этом главным фактором успешности казахстанской модели межэтнического согласия выступает сохранение баланса интересов населяющих страну этнических групп.

Созданная собственная модель межэтнического и межрелигиозного согласия и диалога – это вклад нашей страны в общемировой процесс взаимодействия различных этносов и конфессий.

Директор Регионального научно-практического центра исследования межэтнических и межконфессиональных процессов Тышканова Н.С.


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ»
И РЕЛИГИОЗНЫЙ НЕОРЕНЕССАНС

(к анализу духовно-культурных оснований)

Казахстан, расположенный в центре Евразии, находится на перекрёстке древнейших цивилизаций мира, на пересечении транспортных артерий, социальных и экономических, культурных и идеологических связей между Востоком и Западом, Югом и Севером, между Европой и Азией, между крупнейшими государственными образованиями евразийского континента.

Современный Казахстан – светское государство, известное в мире многими своими значимыми инициативами на международном уровне. В их числе, вопросы экономического, социально-политического и социокультурного характера, востребованные с точки зрения взаимодействия народов и государств, мира и согласия, соответствия правовых норм внутренней политики общечеловеческим ценностям.

Важное место занимает в данном аспекте государственная программа «Культурное наследие», разработанное в контексте Послания Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 4 апреля 2003 года и принятое к исполнению Национальным Советом Республики Казахстан. В Послании Президента впервые на постсоветстком пространстве была поставлена крупномасштабная задача создания полноценнного фонда для гуманитарного образования на государственном языке. Подобная грандиозная задача впервые была поставлена не только перед обществоведами республики, но и перед всей страной в целом, потому что обращалась к проблеме ее духовного достояния, сохранения культурной самобытности, национальной и культурной идентичности, независимости республики, формирования нового общественного сознания.

Результаты этой грандиозной программы сегодня хорошо известны. С момента принятия государственной программы по настоящее время завершены реставрационные работы на 78 памятниках истории и культуры.В их числе: комплекс Турбат, Мавзолей ДжабраилАта, Некрополь КараманАта (XII - XVII век), Святилище Кызыл-Уик (IV век до н.э.), Аулиеколь (XIII - XV век), Мавзолеи Айкожи, Актаса, АсанАта (XVI - XVII век), Башня Сарман Ходжа (XI век), Мавзолей Арыстанбаб (XII век), Мавзолей Мирали Баб (XII - XV век), Мавзолей Х.А. Яссауи (XIV - XV век), Абдель Азиз Баб (XV - XIXвек), Хаджи Талига (XVII век), Уш-Аральская мечеть-медресе (XIX век), Мавзолей АйшаБиби (XII - XIII век), Мечеть-Медресе Каракожа (XIX - XX век), Одноминаретная и Двухминаретная мечети (XIX век), Жаркентская мечеть (XIX век), Некрополь ШопанАта, Комплекс Баба Ата (XVII век), Мавзолей ДжабраилАта, Мавзолей ИскакАта, Медресе КалжанАхуна, Мечеть-медресе в с. Шаян, Мавзолей ЖусупАта, Мавзолей Молла Калан, Мавзолей Рабии СултанБегим (XV век), Мавзолей БабаджаХатун, Святилище Мерке, Подземная мечеть БекетАта. Памятники тенгрианской духовной культуры Курганный могильник Иссык (XIX век), петроглифы урочища Тамгалы и многие-многие другие [1].

Огромное значение для изучения вопроса о религиозном неоренессансе в Казахстане имеет двадцатитомник серии «Философское наследие казахского народа», также подготовленный и изданный по программе «Культурное наследие». Так, в первом томе «Мировоззрение древних кочевников» представлены мифологические источники культуры мышления казахов, легенды древних тюркских народов о мироздании, о мифологии и религиозном вероисповедании тюркских народов до возникновения ислама. Во второй и третий тома вошли особо значимые труды мыслителя средневековья Аль-Фараби. Том 4 – Философия ислама, где представлены религиозно-философские труды Ходжа Ахмета Яссауи, Матуриди, аль-Фараби, Баласагуни, Иугиники, Бакыргани, Софы Аллаяр; Том 5 – Тюркские мыслители средневековья: книга КоркытАта, СайфСарайи, в 6-м – поизведенияОтемисакажы и многих других духовных деятелей Великой Степи. В седьмом томе впервые казахская народная философия рассмотрена и показана как неразрывный источник и средство всестороннего познания казахов как народа и нации. В восьмом томе представлены философские умозаключения акынов-жырау. В девятом томе впервые сделан историко-философский анализ мировоззрения и философии казахскихби-шешенов. Том десятый – «Философия казахских просветителей». В одиннадцатом томе – «Казахская философия начала ХХ века» - впервые показаны основы идеи национальной независимости казахов. Последующие труды посвящены казахской этике и эстетике, диалектической логике, истории философии, философии и методологии науки, социальной философии. Особо выделим том 19 – «Философская антропология, философия культуры, философия религии» и том 20 «Философия независимого Казахстана» [2].

Рассматривая в динамике развития историю изучения духовной, в том числе, и философско-религиозной культуры в Казахстане, можно выделить два исторических периода, серьезно отличающихся друг от друга по мировоззрению и методологии исследования:

Первый период связан с марксистско-ленинским мировоззрением и диалектико-материалистической методологией, проявившихся применительно к наследию аль-Фараби и Абая, Шакарима и МашхурЖусупаКопейулы, Ходжа Ахмета Яссауи, Матуриди и многих других в поисках материалистических тенденций. Такая мировоззренческая позиция и исследовательская методология была присуща всей советской философии и религиоведению на протяжении более чем семидесятилетней истории, не избежало ее и казахстанское социогуманитарное знание.

К примеру, аль-Фараби в советское время упорно старались изобразить материалистом и почти атеистом. Между тем, он выражал «идеи именно исламской культуры и духовности, считал, что разум и наука открывают человеку путь к постижению Первосущего».

Второй, принципиально новый этап в исследовании начинается с конца восьмидесятых годов и начала девяностых годов XX века, в связи с обретением независимости Казахстаном. Он обусловлен применением новых методологических подходов, ранее не применяемых в казахстанском социогуманитарном знании, и изучением духовного наследия деятелей Великой Степи в контексте аутентичных духовно-культурных оснований, что является объективным фактором в исследовании культурного наследия. В этот период ученые Казахстана также получили возможность «взглянуть на произведения аль-Фараби и на его вклад в мировую культуру новыми глазами, отбросив прежние идеологические штампы» [3, с. 97-98].

Период обновления, начавшийся в настоящее время, связан:

- с уяснением роли исламской культуры в тюркском миропонимании;

- выявлением общего духовного содержания между арабо-исламской и тюрко-тенгрианской мировоззренческими основаниями;

- с уяснением и обоснованием значимости тюркской духовной мысли в мировом культурном процессе.

В настоящее время стало возможным обращение к источникам, в которых были заложены основы казахской и тюркской духовности. Различные археологические изыскания, памятники древнейшей тюркской письменности, а также большое количество индийских, византийских, китайских источников являют нам свидетельства тенгрианского духовного учения, которое нам еще предстоит переоткрыть для себя и будущих поколений. Причем, и это особо отмечается всеми исследователями, ислам и тенгрианство испокон веков взаимодействуют на евразийском континенте, сосуществуя в диалогической целостности, и, образуя неповторимый духовно-культурный облик Казахстана не только в далеком прошлом, но и современной Республики Казахстан.

Таким образом, Программа "Культурное наследие" дала мощный импульс развитию национальной духовности Казахстана, фактически сохранила для потомков богатейшее историко-культурное наследие, материальные и интеллектуальные ценности предшествующих поколений Казахстана. Нужно отметить высокую эффективность реализации программы, ее уникальность, поскольку она не имеет аналогов. Это доказывает презентация программы в штаб-квартире ЮНЕСКО [1].

Тезисное изложение основных достижений независимой РК в государственном измерении убеждает в том, что все эти и многие другие труды могут и должны стать религиозно-этической основой современной духовной культуры. Они задают импульс для формирования новых религиозных движений в Независимой РК. Их вернее определить как новые философско-религиозные движения, интеллектуальные тенденции, востребованные не только в нашей стране, но и в мировой культуре. Яркий пример тому – абайтану (абаеведение), фарабиеведение и неофарабиеведение, иассауиведение, матуридидоведение.

Тема отдельного разговора – коркытоведение, обстоятельный анализ которого планируется в последующих публикациях. Здесь же только отметим, что исследования коркытоведов, то есть филологов и историков, философов и искусствоведов, изучающих наследие легендарного мудреца, религиозного и этического реформатора, полубога и святого, прорицателя и музыканта Коркут Баба (ҚорқытАтаӘулие), почитаемо во всем тюркском мире. Образ и наследие древнего мудреца сохранились не только в письменных источниках; его имя освящено народной памятью как мыслителя вселенского масштаба, поставившего экзистенциальные проблемы жизни – смерти – бессмертия, и, предложившего уникальное ее решение в своей первозданной ипостаси. А именно: в устной форме, через нераздельныйсинкрезис Слова и Музыки. Подобнаясебетождественность духа по сей день остается непревзойденным духовным опытом, который в этом своем сущностном значении все еще не получил должного осмысления.

По словам отечественного философа С.Акатая, духовное достояние ҚорқытАтаӘулие имеет интегрирующее значение, аналогичное учению Мухаммеда для арабской нации или Иуды для евреев. ҚорқытАтаӘулие «как первое и ключевое слово их руники – «Тенгри», посредством которого великий датчанин В.Томпсон в 1897 году заставил заговорить весь тюркский мир на языке их предков, вернул тюркам выпавшее изих памяти тысячелетнее письменное наследие». «Такая традиция связана с мировоззренческой основой тенгризма, культом Неба (КөкМәңгіТәңірі), учением идейной близости с философией даосизма. Коркыт же был сотворцом, проповедником и носителем такого мировосприятия» [4]. Иными словами, ҚорқытАтаӘулие - проповедник тенгрианского духовного учения, изучаемого сегодня многими зарубежными и отечественными направления тенгриановедения и неотенгриановедения.

В завершение приведем пример, свидетельствующий еще об одном духовном деятеле, и, возможно, прокладывающим путь к изучению такого философско-религиозного направления, как бекетоведение. Это статья д.филос.н., профессора А. Тайжанова, в которой содержится герменевтическая интерпретация личности суфия Бекета-ата, 260-летие со дня рождения которого отмечали два года назад. Его имя широко известно в тюркском мире, а его жизнь является ярким примером того, что деяния таких личностей, как Бекет-ата, имели огромное общественное влияние и могли возвысить целое поколение или даже эпоху. Бекет-ата также остался в народной памяти как храбрый воин, совершавший подвиги в битвах с врагами, как предсказатель, которому были открыты многие тайны и духовные законы жизни.

Бекет был высокообразованным человеком, знающим законы физики, математики, астрономии. Возвратившись после учебы в Хиве на родину, в Мангистау, он построил четыре мечети, три из них - подземные. Более того, при подземной мечети в Огланды, вырубленной в скале, Бекет основал духовную школу, которая стала научным центром и обсерваторией. Тем самым он внес огромный вклад в развитие наук на родной земле.

Легенда гласит, что в 14 лет он пришел поклониться праху почитаемого им мудреца Шопан-ата и получить его благословение. На третью ночь Шопан-ата пришел к юноше во сне и дал ему наказ учиться. Поэтому он отправился в далекую Хиву, поступил в медресе, где и постигал науки. В то время набирало силу одно из направлений ислама - суфизм, последователем которого был Хаджи Ахмед Ясави, а затем, достигнув сорока лет, стал Бекет. На своем земном пути он прошел немало дорог, пока вновь не прибыл в Мангистау. И везде люди приходили к нему с разными просьбами, начиная о здоровье и заканчивая спорными тяжбами. Он неизменно проявлял мудрость, терпение и снисходительность к человеческим слабостям. Удивительным образом ему удавалось исцелять людей и спорящих приводить к согласию. А в своих проповедях Бекет-ата всегда наставлял верующих жить по правде, быть справедливыми и творить добро.

Будучи 40-летним, он получил благословение своего духовного наставника Бакиржан ходжа, и с этого времени его стали называть Бекетпір. И в это же время родилась поговорка: «В Медине - Мухаммед, в Туркестане - Хаджа Ахмед, а в Мангистау - пірБекет».

«По моему глубокому убеждению, знакомство с жизнедеятельностью такого праведника, как Бекет-ата, расширяет наше миропонимание и помогает глубже понять себя вне зависимости от национальности, расы или вероисповедания», - завершает свою статью А. Тайжанов. «Это особенно важно сегодня, когда одной из основных проблем является сохранение мира и духовного согласия. С мировоззренческой позиции религиозное познание - это источник праведности, человечности, любви и чистоты. Это путь очищения человека от всего греховного. Поэтому жизнь пірБекета-ата является примером для всех нас. Он умер в возрасте 63 лет и оставил после себя немало слов назиданий, которые не потеряли своей актуальности и ныне» [5].

Согласно прогнозам современных мыслителей, новая эпоха все явственнее дает о себе знать: поляризация материального и духовного достигла своего апогея и медленно, но верно осуществляется поворот к приоритету духовности как смысложизненному основанию бытия. Его структурное основание составляет синтез всех культурных сфер как интеграция в единую целостность. Объединяющей осью культурного синтеза исследователи называют в одних случаях философию. Другие настаивают на том, что приоритетное положение в современной социокультурной реальности занимает образование, либо наука и техника. Наконец, есть и те, которые усматривают здесь в доминирующей роли религию.

На наш взгляд, синтез потому и синтез, что предполагает интеграцию, то есть объединение. Та целостность, о которой так много писали и которую так долго ждали мыслители. Ведь именно благодаря целостному мировоззрению человек приобретает возможность, не впадая в крайности религии или техники, делать осознанный выбор. Выбор духовного пути как альтернативы бездуховности. Это связано с тем, что духовность есть субстанция мира, та социокультурная реальность, в которой живет народ. Именно она позволяет народу и государству быть в рамках мирового сообщества такой составляющей, которая несет высокую духовность, обогащающую современную цивилизацию.

В заключение отметим, что здесь проведен предварительный анализ некоторых тенденций, которые пока существуют в неявном виде. Иными словами, дается характеристика смыслонесущим и смыслопередающим основаниям независимого Казахстана, которые пока находятся на стадии изучения. Краткий (тезисный) анализ духовной культуры позволяет определить их как религиозный неоренессанс, либо, что, в принципе то же самое, как новые философско-религиозные движения в Казахстане. Впрочем, более обстоятельное изучение данной проблемы – темы будущих специальных исследований.

В данной статье не ставится задача целостной картины религиозной ситуации в Казахстане. Религиозныйнеоренессанс – это только одна сторона, одна грань современной социокультурной реальности в РК. Как уже подчеркивалось, значимость ее определяется тем, что эта позитивная тенденция, содействующая упрочению стабильности в регионе и мире. В целом можно выделить две тенденции, характеризующие состояние религиозной ситуации в современном Казахстане:

- Новые религиозные движения (НРД) как явление, привнесенное извне. Эта тенденция вызывает обоснованную обеспокоенность и находится под контролем государства.

- Религиозныйнеоренессанс как явление РК. Данная тенденция инициирована, как было прослежено в статье, государственной программой «Культурное наследие». Результативность ее определяется тем, что программа оказала огромное влияние на духовную атмосферу в целом. Особенность второй тенденции – казахстанской религиозной ситуации - состоит в том, что она формируется в формате государственного измерения. Отсюда их позитивность, поскольку состоялись в результате взвешенной государственной политики. А потому им несвойственны проявления крайнего индивидуализма, присущие, как отмечают исследователи, зарубежным НРД.

Изучение религиозногонеоренессанса должно проводиться, на наш взгляд, в адекватной самому феномену методологии. А именно: с применением целостного, в том числе, культурологического, культурфилософского, социокультурного подходов. В подобной ипостаси, то есть в контексте культуры, насколько нам известно, современные НРД еще не озвучивались. Следовательно, такой подход - насущная задача современного социогуманитарного знания и жизненной действительности.

Междутем, философско-религиоведческий анализ происходящих процессов актуален не только для Казахстана. Если взять, к примеру, тенгрианское духовное учение, то оно является сегодня предметом пристального внимания для исследователей Алтая и Башкортостана, Калмыкии, Кыргызстана и Татарстана, Тувы (Тывы), Хакассии и Якутии, Узбекистана и Монголии. И, как справедливо отмечают наши зарубежные коллеги, тенгриановедыКазахстана возглавляют «в философско-методологическом плане тэнгриведение (точнее, тэнгриологию) как самостоятельное направление номадистики на всем евразийском пространстве» [6]. «Всем мировым сообществом признаны заслуги Казахстана в укреплении межэтнического и межконфессионального диалога, укрепления мира и согласия в центрально азиатском регионе и во всем мире. Достижения в этой сфере отмечены как «казахстанский феномен» мира и согласия между народами и конфессиями. Основаниями этого феномена являются не только исторические и культурные традиции диалога культур и религий, сложившиеся в Центральной Азии, но в большей степени открытая ментальность самого казахского народа, его толерантность и терпимость, наконец, - это добрая воля всего казахстанского народа - жить в мире и согласии» [7, с. 94-95].

Иными словами, возможность выбора, выбора верного пути имеется. Это наш общий долг по имя мира на всей земле и в Независимой Республике Казахстан, в частности.

Опубликовано в информационно-аналитическом журнале Саясат-Policy №9-10, сетября-октябрь 2012

Литература:

1. Государственная программа "Мәденимұра" - Культурное наследие Казахстана. http://www.madenimura.kz/ru/government-program-madenimura/research-projects adenimura/; Культурное наследие Казахстана - ҚазақстанныңМәдениМұрасыГос.программа. Главная –Выступление ПрезидентаРК Н.А.Назарбаева. һttp://www.armedia.am/?action=ForeignWorld&what=show&id=1247168784&lang=rusայերենտարբերակ Тлеугали Кышкашбаев председатель Комитета по культуре Министерства культуры Республики Казахстан.

2. «Қазақхалқыныңфилософиялықмұрасы» (20 томдық). – Алматы: удармабаспасы, 2004 - 36 б. (қаз., орыс., ағылш.); Ежелгікөшпелілердүниетанымы. Жиырматомдық. 1-том. – Астана: Аудармабаспасы, 2005 - 496 б.; «Әл-Фарабифилософиясы».... 2-том. - Астана: Аудармабаспасы, 2005 - 480 б.

3. Нысанбаев А. Глобализация и проблемы межкультурного диалога в 2-х томах. – Алматы: компьютерно-издат. центр ИФиП МОН РК, 2004. – том 1. – 274 с.

4. Акатай С. Великий Коркыт и его учение. Коркыт и общетюркское Возрождение//«ҚорқытАта» энциклопедиялықжинақ. – Алматы: Қазақэнциклопедиясы – 1999 ж. - 800 б. – С. 686 – 688 (каз., рус.).

5. Тайжанов А. Бекет-ата. Одухотворение мудростью //Казахстанская правда - Пятница 2 ноября 2012 года, с. 13.

6. Абаев Н.А. Тэнгрианство как открытое мировоззрение в трудах профессора Н.Г.Аюпова// Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность. Материалы III Международной научно-практической конференции. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2011. – 142 с. - С. 37.

7.1 Социально-гуманитарные науки Казахстана в годы независимости (1991 – 2011 гг.) – Алматы: КазНПУ им. Абая, 2011. – 216 с.

 

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ВЫБОР СТРАТЕГИИ

Нуркебаев А.М.
Магистрант ПГУ им. С. Торайгырова. г. Павлодар

Современная ситуация связанная с усилением влияния глобализационных тенденций в мире диктует необходимость сохранения и укрепления единого социокультурного пространства нашей страны. Эффективность социально-экономических изменений во многом зависит от признания государством особой роли культуры в динамике социальных процессов, и, в конечном счете – от выбора стратегии национальной культурной политики. Поэтому формы поддержки того или иного культурного проекта или программы, определяются их направленностью на укрепление целостности государства. Так Э. Тофлер, отметил, такой факт, что «власть должна быть достаточной для обеспечения защиты от реальной (не воображаемой) внешней угрозы, а также для минимума внутреннего порядка и добрых отношений. Такой уровень порядка необходим обществу и потому морально оправдан» [1]. Поэтому взаимоотношения государства и культуры во многом зависят от избранной государством стратегии национальной культурной политики. Это отмечал и Ф. Фукуяма, который говорил о том, что «способность создавать и эффективно управлять определенными институтами сама по себе является культурным феноменом» [2]. Демократическое государство, проводящее собственную культурную политику, – является мощным социокультурным феноменом в развитии общества.

«С 2004 года по инициативе и при всемерной поддержке Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Нурсултана Назарбаева в стране реализуется не имеющий аналогов по масштабу и историческому диапазону национальный стратегический проект «Мәдени мұра» – «Культурное наследие». Он сыграл особую роль в расширении и углублении научных исследований, в осмыслении и практическом сохранении для потомков богатейшего историко-культурного наследия, материальных и интеллектуальных ценностей прошлых поколений» [3].

13 декабря 2011 г. во Дворце Мира и Согласия под председательством государственного секретаря Республики Казахстан Каната Саудабаева состоялось расширенное заседание Общественного совета программы «Мәдени мұра». В нем приняли участие руководители ряда министерств и ведомств, депутаты Сената Парламента РК, видные деятели науки, культуры и искусства. «Открывая заседание, госсекретарь отметил, что итоги реализации программы «Мәдени мұра» рассматриваются накануне 20-летия Независимости – и это глубоко символично. Несмотря на глобальные финансовые кризисы, на трудные годы становления государственности, вопросы духовно-нравственного развития, восстановления исторической памяти народа всегда были и остаются в зоне пристального внимания Главы государства, который и был инициатором программы восемь лет назад. Поэтому сегодня наряду с впечатляющими результатами в социально-экономическом и общественно-политическом развитии Независимого Казахстана, достигнутыми под руководством выдающегося Лидера Нации – Первого Президента Нурсултана Назарбаева, налицо достойные искренней гордости успехи в культурном строительстве, духовном возрождении народа, подчеркнул Канат Саудабаев. Госсекретарь также напомнил, что на реализацию масштабного проекта «Мәдени мұра» за период с 2004 по 2011 год выделено 11 млрд. 332 млн. тенге» [3].

«Программа, которая начала реализовываться 7 лет назад по поручению Главы государства, стала поистине общенародной. В рамках проекта с 2004 года проведено более 40 археологических и более 30 научно-прикладных исследований, обогативших науку тысячами артефактов, дающих представление о национальной истории. Мировую известность получили раскопки курганов Шиликты и Берел в Восточно-Казахстанской области, находки золотых изделий, относящихся к скифо-сибирскому «звериному» стилю или сакскому искусству (V–III вв. до н. э.)» [4].

«В результате научно-поисковых экспедиций в Китай, Турцию, Монголию, Россию, Японию, Египет, США и страны Западной Европы обнаружено и введено в научный оборот свыше 5 тыс. ценнейших архивных документов по истории, этнографии, искусству казахского народа. Только в Китае было обнаружено около 3,5 тыс. ранее не изученных источников по истории и культуре Казахстана. Среди находок – переписка казахских ханов и султанов с правителями Китая, Коканда, Хивы и других сопредельных земель. В ходе экспедиции в Армению, в частности в научно-исследовательский институт им. М. Маштоца – Матенадаран, Национальный архив и архив монастыря Хыпчахаванкта (Кыпчакский монастырь, г. Харич), были выявлены кыпчакские рукописи XIV–XV вв. Археологическая экспедиция в Монголию позволила обнаружить новые захоронения древних тюрков. Практическим результатом стало изготовление копий древнетюркских каменных изваяний с руническими надписями VIII в. н. э., найденных на территории этой страны. В настоящее время копии памятников Тоныкок и Теркин установлены в атриуме Евразийского национального университета им. Л. Гумилева. Сотни памятников письменности обнаружены в библиотеках и дипломатических архивах европейских государств. Так, научно-поисковые экспедиции в Британскую библиотеку, национальные библиотеки Парижа, Мадрида, Севильи, Флоренции и Берлина, архив МИД Франции и секретный архив Ватикана дали науке копии 77 рукописей и около 200 печатных изданий. Среди них – письмо Папы Урбана IV к хану Хулагу, копии переписки ханов Золотой Орды с папами Ватикана, рукопись «Ас-сах ат-Тауарих» (Всеобщая история, 1440 г.), 12-я глава которой содержит историю тюрков, монголов, тимуридов и считается единственным экземпляром в мире. Приобретена также уникальная копия рукописи «Коркыт деде китабы» (1585 г.). Для широкого круга исследователей скопированы тексты Омельяна Притсака «От карлуков до караханидов» [4].

За годы реализации проекта «Мәдени мұра» реставрационные работы велись на 105 объектах истории и культуры, из которых полностью отреставрировано 73 памятника (23 –за последние три года).

«Строительство и реконструкция объектов культуры осуществлялись не только в стране, но и за рубежом. Так, по поручению Главы государства был отреставрирован мавзолей Султана Бейбарса в Дамаске. Этот комплекс, построенный в 1266 году, состоит из школы, архива и мавзолея. В ходе работ укреплены все стены и архитектурные формы комплекса, с привлечением сирийских специалистов полностью восстановлены мозаика и узорное оформление, оснащен современным оборудованием архив, где сосредоточено более 200 тыс. раритетных книг. Завершены строительные работы на историко-культурном центре и мавзолее Аль-Фараби в Дамаске. Это многофункциональный объект, включающий мечеть, экспозиционные залы по истории и культуре, библиотеки с читальным залом и интернет-кафе, конференц-залы и гостиницу. За эти годы два казахстанских памятника вошли в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО: мавзолей Хаджи Ахмеда Ясави и археологический комплекс Тамгалы. В 2008 году впервые за годы Независимости была проведена масштабная инвентаризация отечественных памятников, утверждены Государственные списки памятников истории и культуры республиканского (218 памятников) и местного (11 277) значения. За последние три года созданы два государственных музея-заповедника: «Иссык» (Алматинская область) и «Берел» (Восточно-Казахстанская область). Широкий общественный резонанс получили уникальные проекты «Қазақтың дәстүрлі мың күйі» и «Қазақтың дәстүрлі мың әні». До конца года выйдет в свет аналогичный проект «Батырлық жырлар» [4].

«За годы реализации программы издано 600 наименований книг по истории, археологии, этнографии и культуре Казахстана тиражом более 1,5 млн. экземпляров. Среди них уникальные серии «Бабалар сөзі», «Библиотека мировой литературы», «История казахской литературы», «Философское наследие казахского народа с древнейших времен до наших дней», «Мировая культурологическая мысль», «Мировое философское наследие». Киностудией «Казахфильм» создано более 20 документальных фильмов об особо важных исторических местах и наследии национальной культуры. Ежегодно проводится более двухсот мероприятий, направленных на популяризацию историко-культурного наследия в стране и за рубежом, в которых широко задействован интеллектуальный потенциал современного Казахстана: академические институты литературы и искусства, философии, истории и этнографии, языкознания, а также библиотеки, высшие учебные заведения. К Дню культурного наследия, проводимого в рамках 20 звездных дней «Двадцать вершин Независимости», осуществлен запуск новой версии информационного портала «Мәдени мұра – Культурное наследие» Портал содержит обширную информацию о культурном наследии Казахстана общим объемом 70 Гб. На портале размещен 1 млн. файлов, 2 000 фотографий и изображений, 360 книг, 50 видеоматериалов. Сведения об уникальных памятниках археологии, истории и культуры, археологических раскопках размещены в удобном для поиска формате – на виртуальной карте культурного наследия Казахстана в соответствии с географическими координатами населенных пунктов и памятников»[4].

Таким образом, современная культурная политика Республики Казахстан, выступает концептуально оформленной совокупностью научно обоснованных взглядов и принципов, соответствующих стратегическим ценностно-смысловым основаниям, целям и приоритетам. Среди которого, основополагающим является не только изучение культурного наследия, но и его сохранение. Это фундамент исторической памяти народа, без которой не может быть истинного патриотизма. Программа «Мәдени мұра» является мощным импульсом формирования национальной духовности и дальнейшего развития нашего государства.

Опубликовано в материалах «Республиканской научно-практической конференции «Наука, философия, религия: взаимодействие в современном образовании», посвященный 75-летию доктора философских наук, профессора К.Ш. Шулембаева».

Список использованной литературы

1. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге ХХI века / Пер. с англ. М.: АСТ: АСТ-Москва, 2009. С.577.

2. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Пер. с англ. / Ф.Фукуяма. М.: ООО «Издательство АСТ – ЗАО ИПП «Ермак», 2004. С.32.

3. Официальный сайт Президента Республики Казахстан http://www.akorda.kz

«Мәдени мұра – Культурное наследие» (www.madeni mura.kz).

Дополнительная информация